За гуманизм, за демократию, за гражданское и национальное согласие!
Общественно-политическая газета
Газета «Вечерняя Одесса»
RSS

Политика

Социализм с китайской спецификой — проект XXI века

№47—48 (10747—10748) // 25 апреля 2019 г.
Шанхайская башня — символ современного Китая

В Пекине 27—28 апреля состоится грандиозный Второй форум по международному сотрудничеству «Один пояс один путь». По сравнению с Первым форумом (2017 г.) он будет гораздо более значимым и представительным. В нем примут участие более 40 глав стран мира. Министр иностранных дел Китая, член Госсовета Ван И расценивает его как ключевой символ глобальной кооперации.

Для китайцев такая кооперация означает внимательный и уважительный учет мнений всех стран, что расположены вдоль «Нового шелкового пути». За каких-то несколько лет проект принес весомые результаты не только для Китая, но и для всего международного сообщества. Делаются конкретные шаги по прокладке трёх трансъевразийских экономических коридоров: северного (Китай — Центральная Азия — Россия — Европа), центрального (Китай — Центральная и Передняя Азия — Персидский залив и Средиземное море) и южного (Китай — Юго-Восточная Азия — Южная Азия — Индийский океан). Монголия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Киргизия, Азербайджан, Армения, Грузия, Россия, Украина и многие другие страны, участницы этого грандиозного проекта, будут обязательно услышаны, а политические решения — тщательно согласованы с ними.

Ну, а в октябре нынешнего года прозвучат салюты в честь 70-летия образования Китайской Народной Республики. Разгадка «китайского чуда» коренится в том, что китайское общество нашло то удивительное сочетание между возвышенным стремлением к социальному идеалу и точным практицизмом, которое в итоге привело к невиданной динамике и расцвету страны. Отметим, что с 2000-го по 2014 год государственный сектор китайской экономики обеспечил 63% ВВП. Он сосредоточил 80% налоговых поступлений в бюджет и создал 90% рабочих мест в стране. Однако за последние годы структура китайской экономики претерпела принципиальные и прогрессивные изменения. В своем выступлении глава правительства Ли Кэцян констатировал окончание первого этапа стратегической модернизации экономики страны и обозначил дальнейшие долгосрочные цели ее развития. На авансцену вышел частный сектор.

Уже сегодня негосударственный китайский бизнес обеспечивает 60% роста ВВП, более 50% налоговых поступлений, 90% новых рабочих мест и 70% технологических инноваций. На конец 2017 года в КНР насчитывалось 65,79 млн. индивидуальных предпринимателей и 27,26 млн. частных предприятий. Теперь они становятся мейнстримом политики Коммунистической партии Китая и государства. На них высшее руководство страны возлагает решение задачи по стимулированию дальнейшего роста экономики и улучшению благосостояния граждан.

Отметим, что все это происходит не «обвально», как в горбачевские времена, а строго последовательно, системно, с прицелом на кардинальное улучшение качества жизни. К 2049 году, то есть к столетию провозглашения Китайской Народной Республики, руководители страны намерены удвоить объем национальной экономики и довести численность среднего класса с нынешних 150—160 млн. до 400 млн. человек. Параллельно с этим будет полностью ликвидирована бедность. Общество сяо-кан — массовое общество людей среднего достатка — уже не является утопией.

Есть еще один примечательный сдвиг в экономике Китая. Он явно указывает на то, что эта страна вступает в постиндустриальную эру. Речь идет о выходе на авангардные позиции экономики услуг и софт-экономики. За период с 2007-го по 2016 год сектор сферы услуг достиг почти 52% ВВП, а доля промышленности и строительства сократилась с 47% до 40%. По прогнозу Академии общественных наук Китая к концу 2020 года услуги станут формировать 59%, а к 2030 — 72% ВВП страны. То есть экономика «белых воротничков» выйдет на лидирующие позиции, потеснив экономику «синих воротничков». А это по Дэниэлу Бэллу, автору книги «Постиндустриальное общество», и есть один из главных признаков постиндустриализма.

Революционизирует китайскую экономику и высокий темп урбанизации. Города растут стремительно и качественно преображаются. Растущие города — мощный стимул внутрикитайского потребления. Они же являются центрами опережающего потребления «индустрии услуг». Именно на их долю к концу 2020 года придется 50% общих потребительских расходов.

Эти и многие другие сдвиги в структуре китайской экономики не могут не повлиять на социальную структуру Китая. 2025—2030 годы по прогнозам китайского руководства станут годами выдвижения на передовые позиции национального «среднего класса». Именно его потребности будут формировать более половины внутреннего потребительского рынка Китая. А это означает, что за ближайшие пять лет руководство КНР прогнозирует получить прирост внутрикитайского потребления на 1,8 трлн. долларов. Это равносильно внутреннему рынку всей Федеративной Республики Германии. Такое мощное расширение внутреннего рынка Китая делает его еще более стойким по отношению к колебаниям и капризам международного рынка. Тем самым и внешнеполитическое поведение Китая станет еще более независимым и самодостаточным.

Руководству страны удалось сформировать принципиально новый устойчивый и целостный экономический механизм гибкой многосекторной экономики. В нем госкорпорациям отведена роль станового хребта на стратегических направлениях добычи сырья, металлургии, освоения энергоносителей, энергопроизводства, авиации и космонавтики, то есть всего того, что создает долгосрочный фундамент национальной экономики. Это те стратегические сферы, которые являются собственностью всего китайского народа, и они ни при каких условиях не достанутся олигархам.

При этом частный бизнес не остается вне приоритетов Китая. Он активно задействован, особенно там, где создаются инновационные технологии и производятся товары с максимальной прибавочной стоимостью. Правительство КНР активно стимулирует частное предпринимательство, серьезно сокращает налоговые ставки и сферу государственного регулирования. Это уже дает явный зримый эффект, особенно для китайской молодежи. За прошлый год, например, свой бизнес открыл каждый тринадцатый из восьми миллионов выпускников китайских вузов.

Благодаря такой системной и продуманной стратегии уже с 2010-го по 2015 год КНР обеспечивала около трети всего совокупного роста мировой экономики, а в 2016 году ее вклад достиг 33,2%. К 2021 году доля Китая в мировом ВВП, скорее всего, доберется до отметки в 35,2%. Ряд долгосрочных прогнозов говорит о том, что к 2030 году китайский ВВП составит 38 трлн. долларов. У США к данному году прогнозируется где-то около 23—25 трлн. Следовательно, соотношение сил в ближайшем будущем может кардинально измениться.

Таков современный социализм с китайской спецификой, детище Дэн Сяопина. Он освободился от догматизма и доктринерства прошлых времен, консолидировал вокруг единого центра все формы и виды экономической активности, сделал практику последовательного улучшения жизни людей стержнем своей политики. Образ Дао, образ непрерывного пути совершенствования самого себя и окружающего мира здесь вполне уместен.

В условиях кризиса глобального либерализма, в котором малоимущий человек чувствует себя одиноко и неприкаянно, китайская модель «приручения капитализма» для социалистических целей улучшения жизни народа выглядит весьма привлекательно. И такая стратегия «приручения капитализма» может приобрести глобальный масштаб.

«Мягкая сила» Китая все более мощно проявляет себя в современном мире. Исследователи отмечают, что Поднебесная не стремится навязывать свою идеологическую доктрину остальному миру. Пекин видит в глобализации не «корень зла», а источник развития. Он не стремится использовать преимущества глобального лидерства для узко эгоистических целей. В этом плане заслуживает внимания призыв китайского лидера Си Цзиньпина «приносить пользу народам стран, расположенных вдоль «Пояса и пути».

Еще в 2013 году Си Цзиньпин выдвинул инициативу «Одного пояса одного пути», как возрождение «Великого шелкового пути» на качественно новом этапе мировой истории — в ХХI веке. Это не только грандиозный технико-экономический проект, но и предложение новой модели международных отношений, когда на смену традиционной «войне всех против всех» может прийти равноправная творческая кооперация «всех со всеми».

Как отмечал Председатель Си, «...Совместная реализация «Одного пояса одного пути» является важным проектом для совершенствования моделей глобального развития и глобального управления. Эта инициатива служит китайским вариантом участия в процессе расширения глобальной открытости и сотрудничества, улучшения системы мирового экономического управления, продвижения совместного развития и процветания, а также создания сообщества единой судьбы».

Древние говорили: «Из хаоса рождается логос». И есть надежда, что из хаоса нынешних глобальных конфликтов может родиться логос новых, более упорядоченных и более гуманных отношений. По крайней мере, исторический опыт Китая, его стратегия открытости и сотрудничества вселяют такую надежду.

Василий ПОПКОВ. Доктор философских наук, профессор



Комментарии
Добавить

Добавить комментарий к статье

Ваше имя: * Электронный адрес: *
Сообщение: *

Нет комментариев
Поиск:
Новости
08/11/2023
Запрошуємо всіх передплатити наші видання на наступний рік, щоб отримувати цікаву та корисну інформацію...
17/04/2024
Во вторник, 16 апреля, Владимир Зеленский подписал закон №10449 о мобилизации, который парламент принял 11 апреля...
17/04/2024
В Звягеле, что в Житомирской области, состоялся чемпионат Украины по вольной борьбе в возрастной категории U-20...
17/04/2024
В Луцке состоялись Всеукраинские соревнования по стрельбе из лука среди сильнейших юниоров и кадетов...
17/04/2024
Днепр принимал 1-й в истории турнир Украинской СуперСерии по бадминтону...
Все новости



Архив номеров
апрель 2024:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30


© 2004—2024 «Вечерняя Одесса»   |   Письмо в редакцию
Общественно-политическая региональная газета
Создана Борисом Федоровичем Деревянко 1 июля 1973 года
Использование материалов «Вечерней Одессы» разрешается при условии ссылки на «Вечернюю Одессу». Для Интернет-изданий обязательной является прямая, открытая для поисковых систем, гиперссылка на цитируемую статью. | 0.029